Потихоньку накапливаются интересные кадры, сделанные при помощи разных техник. В этой статье я хочу поделиться результатами и наглядно показать преимущества от использования техник HDR (сокращенное от High Dynamic Range) и рисования светом на примере фотографий из разных жанров.
Несмотря на то, что в интернете полно материалов по технике HDR и можно найти информацию по рисованию светом, я все же коротко опишу суть этих двух техник.
HDR
Применяется в первую очередь для сцен с высоким перепадом яркостей, где присутствуют как глубокие тени, так и очень яркие объекты, такие как солнце днем или уличное освещение ночью. Например, фотография ниже сделана со штатива на длинной выдержке, на закате. Видно, что небо пересвечено, а земля несколько недосвечена. При наведении мышкой на эту фотографию вы можете увидеть ту же сцену, но снятую при помощи техники HDR. Контраст HDR фотографии понижен, за счет чего мы хорошо видим как детали трактора и земли вокруг, так и красочный закат. Собственно очень примитивно это и есть суть этой техники – понижение контраста. Однако она также используется и для ряда других задач, описание которых выходит за рамки данной статьи.


Рисование светом
Основной смысл техники заключается в ряде простых мыслей. А именно:
– положение источника света влияет на светотеневой рисунок и часто хочется поднести источник света поближе к освещаемому объекту, и, в то же время, в случае обычной съемки, мы не можем установить источник света в кадре (если конечно это не предусмотрено задумкой), то есть возникает ограничение номер один.
– для интересного рисунка всей фотографии в целом зачастую требуется очень много источников света, что обычно оказывается невозможно из-за трудоемкости всего процесса и просто отсутствия необходимого количества светильников.
Техника рисования светом призвана снять эти ограничения. Способы исполнения могут различаться, однако для меня самый простой метод работы заключается в съемке ряда кадров, в каждом из которых я занимаюсь подсветкой только одной области на фотографии, а затем при помощи обработки всей серии фотографий получаю конечный результат.
Посмотрим на пример фотографии нашего трактора. Данная фотография уже интересна и вполне может использоваться как самостоятельный конечный продукт, однако освещение трактора происходит лишь за счет синего неба за камерой, что дает плоский унылый свет и в случае, если бы мы хотели сделать акцент именно на тракторе, то без дополнительного освещения мы бы уже не обошлись. Конечно, в большинстве случаев, на съемку привозится масса оборудования, однако довольно часто это излишняя трата времени, так как можно обойтись одной маленькой вспышкой, что я и сделал, отрисовав эту фотографию при помощи техники рисования светом. Наведите мышкой на фото для просмотра того, что получилось в итоге. Единственный недостаток этого метода это невозможность снять множество разных ракурсов быстро. То есть мне пришлось тщательно подумать до начала заката, какой ракурс я хочу отснять и затем, выбрав ракурс я потратил около часа, на то, чтобы подсветить вспышкой все вокруг. С другой стороны, имея массу оборудования можно было бы его выставить до начала заката, а на закате уже делая минимальные перестановки, сделать целую серию интересных кадров. Но для такого рода съемок требуется целая команда (хотя бы 2-3 человека), а здесь я обошелся одной вспышкой и штативом.


Ниже также вы можете посмотреть видео в котором послойно проявляются отдельные кусочки кадра, которые я подсвечивал.
Интерьерная съемка
Интерьерная съемка отличается обычно высоким контрастом фотографий (правильнее сказать большим динамическим диапазоном яркостей снимаемых сцен), так как в кадр практически всегда попадают источники света, освещающие интерьер. Использование же дополнительного света затруднено недостатком места, а также тем, что практически невозможно поставить свет так, чтобы он не попал в кадр. В результате, интерьерному фотографу зачастую приходится снимать, либо с естественным освещением, либо складывать финальную фотографию из нескольких кадров.
Давайте посмотрим на примере небольшого номера отеля Марко Поло как можно используя данные техники улучшить результат. Ниже вы видите фотографию сделанную, одним кадром. При наведении мышки можно увидеть фотографию, сделанную при помощи техники рисования светом.


Как видно второй снимок оказывается более живым, так как освещение кардинально отличается от плоского малоинтересного света, создаваемого практически одной только лампой на потолке в номере.
Или посмотрите на снимок интерьера орбитальной станции МИР, сделанный в центре подготовки космонавтов. Снимку не хватает чуть-чуть мистики, загадочности и техника рисования светом помогает решить эту проблему (наведите мышкой на фотографию)


Портретная съемка
С движущимися объектами в кадре при создании финальной фотографии могут возникать сложности, однако логика работы примерно та же. Вначале выбирается ракурс и снимается модель в нужной позе, а затем идет отрисовка места действия. На фотографии ниже я вначале отснял мальчика, а затем попросив его выйти из кадра, занялся подсветкой окружающего ландшафта.


Аналогичным образом я действовал и в случае девушки в номере отеля. Первая фотография сделана со студийным светом, который было чрезвычайно сложно устанавливать в небольшом пространстве, вторая фотография снята при помощи техники рисования светом. Видно, что она более объемная, лучше подсвечены главные элементы фотографии и поставлены акценты.


Таким образом, подводя итог можно сказать, что использование техник HDR и рисования светом оправдывает себя в тех случаях, когда естественное освещение не интересно или имеются большие перепады в яркостях разных частей кадра.
В заключение хочу сказать, что я обязательно буду пополнять данный материал по мере сил новыми интересными примерами.
Автор статьи Алексей Фурсов