Введение
Материал данной статьи я решил подготовить изначально как помощь моим студентам в освоении специализации предметного фотографа. Составляя статью, я мысленно представлял себя в начале этого пути, поэтому давайте вместе начнем с самого начала.
Предположу, что вы не совсем начинающий фотограф и столкнулись с предметкой, так как знакомый попросил сфотографировать их товар. Или же вы, возможно, один из тех, кто не очень охотно общается с людьми, природу фотографировать уже немного надоело, а хочется прямо сейчас сделать волшебную фотографию, и вы берете домашний сервиз, или мамину вазочку, а может быть, серебряные ложечки, и пробуете сфотографировать их. Так или иначе, вы пробуете снимать предметку и, сравнивая свои результаты с красивыми фотографиями из интернета, с унынием отмечаете, что, как говорят, это – небо и земля. Вам кажется, что вам не хватает света, или у вас нет того самого волшебного лайт-куба, или не хватает дорогого объектива. Или еще чего-то столь неуловимого…
Я и сам был на вашем месте и помню себя, городящего кучу нелепых конструкций, в поисках того самого шедевра. И сейчас я более чем уверен, что единственное, чего мне недоставало на самом деле, чтобы сделать шедевр, – так это знаний! Знаний и немного опыта. Конечно же и дорогой объектив, и лишние пару источников света, и много-много чего еще помогут вам сэкономить время на съемке, но в большинстве случаев при предметной фотосъемке можно обойтись только фотоаппаратом с практически любым объективом, штативом и подручными средствами типа фонарика или настольной лампы с листами бумаги.
Я вас заинтриговал? Если да, то давайте перейдем к первой части моего рассказа.
Часть 1. Как сделать красивую фотографию “на коленках”.
Для начала давайте разомнемся и сделаем простейший снимок, чтобы вселить в вас уверенность в себе. Возьмем красивую безделушку или любой фрукт, овощ из холодильника. Единственное существенное пока требование к этому предмету, – чтобы он не был слишком сильно глянцевым (блестящим, как, например, столовые принадлежности, отражающие все вокруг). К таким предметам мы подойдем чуть позже.
Чтобы нам не отвлекаться на фон, я предлагаю взять лист бумаги побольше – лучше лист ватмана или просто положить предмет на стол.
У меня завалялся долго неиспользуемый лист желтого пластика, поэтому я хочу использовать его в качестве фона. Ну а в качестве предмета возьму механическое яйцо. Ниже снимок, который я сделал постоянным светом, освещающим мою комнату.
Быстро пробежимся по настройкам. Поставьте вашу камеру на штатив или жестко установите ее на любой подставке. После установки фотоаппарата сделайте следующее:
- Переведите его в режим съемки с приоритетом диафрагмы (Av или A).ISO стоит поставить на минимальное значение (100 или 200).
- Установите желаемую диафрагму (чем больше диафрагменное число, тем больше глубина резкости). Я поставил значение 9, так как для меня это начальная точка (наиболее оптимальное, с точки зрения резкости, значение практически для любого объектива находится где-то рядом).
- Теперь поставьте фотоаппарат на съемку с задержкой (чтобы кадр не размазывался от того, что вы при нажатии кнопки спуска смещаете немного фотоаппарат) или воспользуйтесь спусковым тросиком.
- Также я рекомендую устанавливать настройку “блокировка зеркала”, которая заставляет зеркало заранее подниматься до съемки, что устраняет опять же возможную нечеткость кадра уже из-за сотрясения, вызванного зеркалом фотоаппарата.
- Теперь смело жмите на кнопку спуска и ждите, пока фотоаппарат не сделает снимок (это может занять пару секунд в зависимости от освещенности).
Получилось? Кадр может быть чуть недосвеченным или иметь неправильный цветовой баланс. Для устранения недосвета нужно ввести коррекцию экспозиции, для установки верного баланса белого используйте или предустановку Tungsten (лампа накаливания) или выставьте значение вручную на 2800К. Если у вас используются другие источники света, то и цветовая температура может быть другой. Этот снимок можно было бы и не делать, но он хорош для сравнения как отправная точка.
Теперь мы можем переходить к съемке с фонариком. Для этого давайте немножко перенастроим камеру:
- Поставьте режим М. В этом режиме вы можете выбирать одновременно и выдержку, и диафрагменное число.
- Для выдержки поставьте вначале значение порядка 5 секунд.
- Диафрагму можно оставить на значении 9.
- Выключите свет в помещении. Можно оставить немного света, так, чтобы вы не натыкались на все вокруг (чтобы проверить, что этот свет не слишком сильный, сделайте кадр без фонарика – если кадр черный, то естественный свет не влияет на кадр).
Сделайте снимок, включив фонарик и просто освещая им ваш предмет.
Проанализируйте то, что получилось – если то место, куда вы светили, все равно
- довольно темное, то можно:
- подойти поближе с фонариком
- взять фонарик помощнее
- открыть диафрагму (уменьшить диафрагменное число)
- увеличить выдержку и дольше светить фонариком
Если снимок слишком яркий, то варианты действий аналогичные:
- отойти подальше
- взять фонарик менее мощный (или поставить спереди бумажку, но это изменит также
- характер светового рассеяния фонаря)
- закрыть диафрагму
- светить фонариком меньше (что не всегда возможно, так как уменьшается точность при быстрых движениях)
После того как вы добились нормального по яркости кадра, у вас уже появляется понимание, насколько долго и как вам нужно держать фонарик, чтобы осветить снимок верно. Из этой точки можно приступать собственно к рисованию светом, корректируя при необходимости параметры съемки.
Суть рисования светом заключается в том, что вы можете, во-первых, имитировать произвольное число источников света (причем разных по своим характеристикам), имея в руках всего лишь один фонарь. Давайте рассмотрим варианты.
Фонарик светит практически только на яйцо из одного места.
Так как фонарик обычно имеет размер, то он представляет собой жесткий источник света и, следовательно, мы видим свет с жесткими (четкими) тенями. Причем пучка фонарика не хватает, чтобы осветить весь фон.
Фонарик опять же на одном месте, но я изменяю направление, куда светит фонарик, двигая пучком света по всей площади фона, что попадает в кадр.
Теперь весь кадр освещен равномернее.
Теперь я вращаю довольно интенсивно фонариком по кругу с целью сделать источник света более мягким (я изменяю именно положение фонарика, рисуя им, как кисточкой, круг, а не просто меняю направление, куда он светит).
Мы видим, что тень смягчилась, то есть двигая фонариком, мы можем “отрисовать” любой источник света любой формы, что заменит и софтбокс, и стрип, и любую другую насадку из арсенала студийных приборов, а также позволит нам сымитировать такую конфигурацию источника света, которой для студийных источников света не существует.
Пойдем еще дальше. Как насчет двух источников света? Запросто! В качестве первого рисующего будем светить фонариком с нашего первого места, оставляя жесткую тень, а второй сделаем контровым, светя с противоположной стороны, причем контровой сделаем поярче основного, для этого или фонарик поднесем ближе, или будем светить дольше с противоположной стороны (я обычно считаю секунды про себя, например, 4 секунды спереди, 6 сзади).
То, что получилось, – интересно, но мне лично не нравятся двойные тени. Поэтому, имитируя источник света спереди, я пойду на хитрость и вместо того, чтобы водить фонариком, я подставлю бумажку, в которую и буду светить фонариком. Бумажку я поднесу как можно ближе, но так, чтобы она не попадала в кадр все же. Это даст мне возможность сделать свет еще более мягким (хотя, конечно, водя источником света по большой площади, можно добиться еще большего смягчения, однако это довольно трудозатратно, и проще использовать бумажку).
Вот результат от одной бумажки:
А ниже уже результат от бумажки слева и источника света справа, освещающего то бумажку, то само яйцо:
Как видите, свет довольно неоднородный – это обуславливается световым пучком фонарика, для того, чтобы смягчить неоднородность света, можно или быстрее изменять направление, куда фонарик светит, или сделать свет более рассеянным, например, поставить фонарик вплотную к бумажке, что сделает свет ненаправленным (рассеивающимся по всем направлениям). Ниже то, что получилось.
Еще ниже несколько фотографий ряда различных “постановок” света, сымитированных фонариком.
Как видите, поток вариантов неисчерпаем. Вообще, надо сказать, что умелая работа с рисованием светом позволяет не только добиться результатов, сравнимых со студийным светом, но и в ряде случаев сделать то, что студийный свет не в силах. Продолжение следует…